Методы удаления вмятин на автомобилях (рихтовка)
Появление вмятин на автомобиле всегда связано с немалыми расходами, ведь исправить дефекты кузова своими руками может не каждый автовладелец. Процедура требует большого практического опыта, наличия специальных инструментов, а при повреждении ЛКП - помещения для покраски и сушки финишного слоя краски и лака. Новые технологии удаления вмятин без проведения жестяночных, шпаклевочных и покрасочных работ помогают снизить затраты, но проводятся лишь в тех случаях, если не повреждено лакокрасочное покрытие, к вмятине имеется достаточный доступ и глубина деформации небольшая.
Способы рихтовки без покраски
Оба метода основаны на способности металлических деталей «запоминать» и восстанавливать свою первоначальную форму.
- Нагревание места вмятины
В этом случае применяется промышленный фен и баллончик с углекислым газом. Область вмятины аккуратно прогревается и по мере необходимости охлаждается газом, чтобы краска и лак на кузове не горели. Обычно хватает 3-5 минут, после чего металл принимает форму, заданную при его штамповке.
- Восстановление дефекта технологией PDR (Paintless Dent Repair).
Такой способ восстановления стал возможен лишь в последнее время ввиду того, что производители автомобилей используют для покраски выпускаемых транспортных средств лакокрасочные средства на основе полимеров. В результате получается гибкое и прочное покрытие, которое не растрескивается и не отслаивается в процессе выравнивания детали кузова.
Современные технологии упрощают кузовной ремонт автомобилей, но это не значит, что каждый автолюбитель с их помощью сможет справиться с любой вмятиной! В большинстве случаев самостоятельные попытки решения проблемы приводят к увеличению площади вмятины и повреждению краски.
Инструменты
Выравнивание вмятин проводится изнутри или снаружи с помощью специальных инструментов:
- крючков;
- клеевого адаптера;
- минилифтеров;
- обратных молотков;
- гладилок;
- подушек для подъема и др.
Размер дефекта не важен, так как современные авто изготавливаются из тонкого и пластичного стального листа. При работе с большим количеством мелких повреждений, например, появившихся после града, используется надежный и простой в работе индукционный прибор THOT Box. Вытягивание вмятины за счет точечного нагревания металла и магнитной головки проводится в течение нескольких минут, причем не требуется проведение арматурных работ. Воздействие оказывается лишь с внешней стороны автомобиля.
И еще важная деталь - технология PDR требует большого практического опыта и проводится в условиях очень хорошего освещения. Обычно применяются многополосные лампы с рассеивателями и системой управления, позволяющими осветить автомобиль со всех сторон и увидеть мельчайшие дефекты на его кузове.
Вакуумная рихтовка
Вакуумное удаление вмятин без покраски используется не так часто, актуально в случае если кузовной дефект не имеет острых углов, большой глубины и трещин лакокрасочного покрытия. При выравнивании используются вакуумные присоски различных размеров, которые крепятся на предварительно обезжиренную и смоченную водой поверхность автомобиля. При этом важно точно определить места наибольшего напряжения металла, которые образуются на границах дефекта и удерживают металл в вогнутом состоянии, иначе существует риск ухудшить ситуацию. Поэтому выравнивание начинают с краев вмятины, постепенно переходя по спирали к ее центру. Если по завершении работы небольшие дефекты остаются, проводится доработка специальными молотками.
Рихтовка споттером или контактной сваркой
Удаление вмятин методом контактной сварки заключается в приваривании к месту вмятины специальных креплений, при помощи которых проводится вытягивание металла. В процессе работы используется споттер, который не дает металлу сгореть в месте сварки и не образует искр, окалины, шлака. Впоследствии крепежные элементы легко удаляются с поверхности кузова и могут применяться многократно. Такой способ рихтовки вмятин отличается высокой точностью, не нуждается в демонтаже поврежденной детали или в доступе к ее внутренней стороне.
Плюсы PDR-технологии
Выравнивание кузовных вмятин без покраски активно используется автомастерскими при ремонте автомобилей по следующим причинам:
- Деталь не нуждается в покраске.
- Время ремонта не более 50 минут.
- Сниженная стоимость работы.
- Сохранение заводского ЛКП.
Автомобиль после проведенного восстановления кузова не теряет в цене, поскольку не перекрашивается и не переходит в статус «битого».
В каких ситуациях технология PDR не используется?
Удаление вмятин без покраски не применяется в ряде случаев:
- вмятина имеет трещины и заломы;
- возраст машины превышает 15 лет и старое ЛКП-покрытие может в процессе механического воздействия растрескаться;
- лакокрасочное покрытие нанесено с нарушением технологии и существует вероятность его отслоения в процессе выравнивания вмятины.
Если вмятины находятся на порогах, багажном обрамлении, краях крышки капота и дверей, тогда PDR-технология не актуальна. Мастер не сможет подобраться к дефектам с обратной стороны.
Выравнивание вмятин - сложная процедура и самостоятельные попытки исправления кузовных дефектов не гарантируют отличного результата. Если вы не уверены в своих силах, поручите рихтовку профессионалам и обратитесь в специализированный сервисный центр по удалению вмятин автомобиля.